Загадка павильона Птичник усадьбы Кузьминки

Повороты судьбы у одной из самых загадочных построек усадьбы Кузьминки – павильона Птичник – неожиданны и прихотливы. Два знаменитых архитектора своего времени наделяли это пространство совершенно разными задачами, сохраняя при этом абсолютно нетипичную для обеих функций архитектурную форму.

У павильона Птичник усадьбы Кузьминки – непростая судьба. У него даже название странное – Птичник-кузница. Но давайте обо всем по порядку.

Сейчас, глядя на это изящное, дворцовой архитектуры здание, ни за что не догадаешься, что этот восстановленный в последние годы буквально из ничего павильон изначально -хозяйственная постройка.

В 1802 году архитектор Иван Васильевич Еготов спроектировал  на берегу речки Голедянки небольшой парковый павильон для экзотических птиц. Ну какая же барская усадьба могла обойтись без райских пернатых – павлинов, цесарок, индеек! Не мог отказать себе в этом удовольствии и тогдашний владелец усадьбы Влахернское-Кузьминки – Михаил Голицын.

Загадка павильона Птичник усадьбы Кузьминки

Строительство шло неспешно, и спустя 4 года на месте старого птичьего двора, рядом с мельницей Кузьминкой, давшей название всему усадебному комплексу, выросло компактное здание. Оно представляло собой трапециевидный главный объем, симметрично фланкированный галереями-крыльями.

В центральной части жил птичник, в боковых галереях, затянутых сеткой, располагались вольеры для птиц.

Но то здание не сохранилось. Постройка обветшала, и началась перестройка, только заказчиком на этот раз стал наследник Михаил Голицына – Сергей, а исполнителем – преемник Ивана Еготова – Доменико Жилярди (имя последнего лучше сохранилось в веках). Но самое интересное то, что строили уже не Птичник, а Кузницу!

В общем, как в старом советском анекдоте: «Не выиграл, а проиграл… И не в Спортлото, а в лотерею…И не Иванов, а Петров… И не 100 рублей, а 200…»

Загадка павильона Птичник усадьбы Кузьминки

На самом деле ничего удивительного в такой смене функционального назначения постройки не было – рядом находился (и находится по сей день) Конный двор, а  конюхам постоянно нужны – что? Правильно, подковы.

И вот под руководством Жилярди происходит серьезная трансформация еготовской построки — исчезают вольеры, оконные проемы заделываются глухой кирпичной кладкой, а внутри, под массивными каменными сводами, устанавливается огромный кузнечный горн.

К началу XXI века от птичника почти ничего не осталось.  Посетители парка Кузьминки видели на его месте какие-то невразумительные руины, заросшие травой и кустарником.

Совсем недавно, еще в 10-е годы, в Птичнике жили семьи сотрудников Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии (ВИЭВ). Что понятно и логично  – жилье рядом с работой, ведь само здание института занимало главный усадебный дом усадьбы Кузьминки.

Загадка павильона Птичник усадьбы Кузьминки

И когда Москомнаследия решил восстанавливать историческую постройку, перед специалистами стояла сложная задача, поскольку по руинам совершенно невозможно было понять, как ранее выглядело здание, из каких архитектурных элементов состояло. Поэтому были предприняты  археологические и исторические (архивные), исследования.

Благодаря раскопкам удалось обнаружить кольца, оставшиеся от колонн, выполненных из белого камня. Эти колонны когда-то являлись главным украшением галерей.

Реставраторы и археологи совершили чудо —  по крошечным остаткам капители, найденным на месте раскопок, по мелким фрагментам, буквально по камешкам, они смогли восстановить коринфский ордер колонн.

Загадка павильона Птичник усадьбы Кузьминки

Также по осколкам, обнаружившимся после расчистки отделки от наслоений времени, был вычислен цвет кирпичных стен – они были ярко-розовыми.
Вообще, много интересных историй произошло при восстановлении павильона Птичник усадьбы Кузьминки.

Например, как-то раз, Елена Воронцова, руководитель восстановительных работ в усадьбе Кузьминки, рассматривала гравюру художника Рауха. Серия гравюр этого живописца, на которых подробнейшим образом и с величайшей достоверностью изображены все строения усадьбы, является источником №1 в процессе восстановления Кузьминок.

Она обратила внимание на колоннаду, под которой еле заметно, лишь намеками, можно было определить арки, полукруглые своды под колоннами. Когда реставратор определила координаты места, то обомлела – это был цоколь галерей Птичника! Это было странно и неожиданно, так как, по расчетам, на той гравюре не должно было быть ничего, относящегося к Птичнику.

Загадка павильона Птичник усадьбы Кузьминки

Вот они на фото – те самые полукруглые сводчатые арки, которые поддерживают галереи. Помимо этого, они выполняют еще одну важную функцию — сглаживают холмистый рельеф, на котором расположен Птичник.

Еще интересная деталь – при восстановлении Птичника усадьбы Кузьминки образцом некоторых конструктивных решений послужили элементы другого творения архитектора Ивана Еготова – знаменитого дворца Дурасова в усадьбе Люблино.

Что касается новой жизни Птичника после реставрации, то сейчас он закрыт. Все фото были сделаны через забор. Говорят, в нем планируют открыть кафе, вместо множества разбросанных рядом шалманов.

Загадка павильона Птичник усадьбы Кузьминки

Оставить комментарий