Механические слесари, авангардные робы Родченко и пуанты карлика: что посмотреть на бесплатной театральной выставке «ТЕАТР.RUS» в Новом Манеже
Легкая и ненапряжная выставка в Новом манеже, с которой не хочется уходить. Организована Театральным музеем им. А. А. Бахрушина и посвящена Году театра в России.
Удивляться Вы начинаете буквально с первых шагов. Посреди первого зала — какие-то металлические конструкции, леса. Среди них валяются коробки, рулоны упаковочного материала и прочего хлама. А сбоку, не пришей кобыле хвост, стоит гигантская утка на колесиках.

Ну, думаю, ладно – опоздали ребята, не успели смонтировать экспозицию к открытию выставки. С кем не бывает.
Только странно – что-то никто и в ус не дует. Не спешит завершить работу и разобрать этот беспорядок.

И как-то слишком продуманно и грамотно размещены посреди конструкций экспонаты – театральные костюмы.
Потом до меня, как до жирафа, дошло – так и было задумано! Здорово кураторы придумали – погрузить посетителя в атмосферу театрального закулисья, с его суетой, завалами реквизита и вечной нехваткой времени.

Леса эти строительные, кстати, окружают макет Большого театра из фанеры.

В остальном первый зал можно назвать самым академичным из пространств выставки. По стенам – стеклянные витрины со старинными театральными артефактами.

Меня потрясли пуанты балерин середины 19 века. Их размер чудовищно маленький. У меня рука более широкая и длинная, чем ножка этой балетной феи! Как будто на карлика шили. 🙂

Еще из необычного понравился веер-программка, крошечные, расшитые бисером и стеклярусом, тетральные сумочки, шаржи на людей театра.

А вот следующие залы выставки «Театр. Рус» – это, скажу я Вам, прямо «Алиса в стране чудес».
Вы попадаете в дивный чудный мир, где смешалось все – театральный реквизит, старая мебель, снопы сена и рулоны с коврами, манекены с оторванными руками и механические игрушки.

Мы с Вами – в театральной кладовке, где можно найти, наверное, ВСЕ. 🙂

Блуждая по коридорам этого закулисья, проникая в его тупички, Вы путешествуете во времени, сквозь 4 века русского театра.


Самое сильное впечатление лично на меня произвел зал авангарда, аж мурашки по коже.
Русский театральный авангард 20-х годов – явление настолько яркое и уникальное, что дух захватывает. Настолько же любовно сделанную экспозицию по театральному авангарду я в последний раз видела, пожалуй, в «Гараже», много лет назад.

Не пропустите фантастически стильные, с учетом вековой давности, костюмы Родченко и Степановой к постановкам Мейерхольда. Они были реконструированы по эскизам, которые висят здесь же. Так что можете сравнить.

Жаль, правда, что костюмы Варвары Степановой стоят где-то у двери, в уголке. Непочтительно как-то к великой художнице русского авангарда.

Есть в «красной» зоне и мебель 20-х годов…

и стенгазета…

и макеты к спектаклям…

и даже куклы-пионеры.

Но главный экспонат здесь – это, безусловно, макет заводского цеха с механическими куклами.
В 1947 году два мастера по фамилии Морозовы (братья?) – настоящие «советские Дроссельмейеры» — создали этот, не побоюсь этого слова, шедевр для Ульяновского театра.
Куклы на заводе работают на станках токарями, плотниками и слесарями, жестикулируют, курят, даже девушку по плечу похлопать успевают. 🙂
Я, кстати, разведала секретный способ включения этого заводика. Ни за что не догадаетесь, как он приводится в действие!
Около этой стены с эскизами можно стоять часами. Причем самые эффектные работы – наверху. У Бахрушинского музея такая масштабная коллекция, что им приходится делать развеску от пола до потолка.

Такая же развеска была в начале существования Третьяковской галереи – у Павла Михайловича Третьякова в доме тоже не хватало места.
Вот такая преемственность. Когда у тебя слишком много ценностей — это тоже проблема, как все представить, чтобы всем было видно.

Но это еще не все сюрпризы, которые готовит театральная выставка в Новом Манеже.
В последнем зале Вас встретят странные конструкции. Гигантские деревянные махины, похожие то на беговые колеса для огромных белок, то на трещотки, то на … самовары.

Все это – театральные шумовые машины. Звуки леса, улицы, города – все это можно создать с помощью этих огромных агрегатов.

К слову, в театре «Школа драматического искусства», о котором мы говорим на экскурсии по Сретенке, есть спектакль «Звуковые ландшафты». В нем не произносится ни одного слова, нет актеров, а все действие создается исключительно звуками от шумовых машин. Один из самых необычных спектаклей, которые я видела в своей достаточно активной театральной жизни.

Если устанете и захотите немного перевести дух, то в первом зале есть мини-библиотека с книгами, посвященными истории театра. Можете сидеть и читать хоть весь день. А при желании – купить любую из представленных на столах книг здесь же, в сувенирном магазине Нового Манежа.

Я, кстати, благодаря этой библиотеке открыла для себя нового художника – Давида Боровского. У него потрясающая графика, пролистайте его книгу. Спектакли с работами Боровского я, оказывается, не раз видела в московских театрах.

Театральная выставка «Театр. Rus» в Новом Манеже
Адрес: Георгиевский пер., д.3, стр.3 (м. Театральная/ м. Охотный ряд).
Время работы: 2 ноября 2019 г. — 8 января 2020 г.
Часы работы: с 12 до 21 ч. Выходной – понедельник.
Стоимость билетов: бесплатно.

Автор блога: Татьяна Калужина, экскурсовод клуба «Семь холмов». Список моих бесплатных экскурсий смотрите ниже. До встречи на прогулках!
Оставить комментарий