Выставка «Русский стиль. От историзма к модерну» в Музее декоративно-прикладного искусства, ч. 2
В предыдущем посте Выставка «Русский стиль: от историзма к модерну» в Музее декоративно-прикладного искусства на Делегатской, ч. 1 мы подробно рассмотрели экспонаты зала Абрамцево.
Сегодня прогуляемся по другим залам выставки, там есть что посмотреть.
Выставка «Русский стиль. от историзма к модерну» — зал Талашкино
Помимо абрамцевского кружка, на всю Россию был известен художественный кружок княгини Марии Тенишевой, расположенный в ее имении Талашкино, что под Смоленском.

В Талашкино, как и в Абрамцево, были столярные мастерские, которыми руководили знаменитые художники, в том числе художник Сергей Малютин, о котором мы писали в посте о Доме-сказке на Пречистенке в нашем блоге, и который известен широкой публике тем, что является изобретателем матрешки.

В основном в Талашкино создавали предметы из дерева, в неорусском стиле. По внешнему виду изделия Талашкино вызывают ассоциации с артефактами Древней Руси, а по функционалу они вполне современны – как, например, фоторамки, которые Вы видите на фото ниже.


В зале Талашкино есть также мультимедиаэкран, на котором демонстрируется фильм об усадьбе Талашкино и история рода Тенишевых и зарождения в этой усадьбе художественного кружка.

Выставка «Русский стиль. от историзма к модерну» — зал Народное искусство
В зале Народное искусство – калейдоскоп предметов народного быта. Ярким пятном выделяется витрина с крестьянской одеждой – красно-белые сарафаны, рубахи, кушаки, головные уборы.

Очень необычно выглядит экспозиция с набойными формами. Есть формы для текстиля, но самое интересное – пряничные формы.


Выставка «Русский стиль. от историзма к модерну» — зал Историзм
Зал Историзм посвящен самому первому этапу становления русского стиля – русско-византийскому. Здесь представлены в основном роскошные изделия ведущих российских ювелирных фирм.

Предметы, представленные здесь, разительно отличаются от народных изделий в других залах – своей официозностью, богатством и сложностью исполнения.

В экспозиции мы видим посуду из золота и серебра, с эмалью, сложно выполненную «дворцовую» мебель.


Выставка «Русский стиль. от историзма к модерну» — зал Всемирная выставка в Париже 1900 года
Зал посвящен Кустарному павильону, в котором была представлена Россия на этой выставке.

Кустарный павильон произвел настоящий фурор на выставке. Он был выполнен в народном стиле по эскизам художников Константина Коровина и Александра Головина.

В интерьере павильона были представлены предметы декоративно-прикладного искусства в неорусском стиле, исполненные не только художниками или народными мастерами, но и студентами Строгановского училища.

Выставка «Русский стиль. от историзма к модерну» — зал Московский кустарный музей
Завершает выставку зал Московского Кустарного музея. Большинство из нас ничего не знает об этом музее, а ведь он был на рубеже 19-20 вв. ведущим российским организационным центром, занимающимся сохранением народного искусства и пиаром неорусского стиля по всему миру.

С Кустарным музеем сотрудничали и выполняли для него заказы знаменитые художники – Аполлинарий Васнецов, Сергей Малютин и другие.

Художники проектировали самые разнообразные предметы повседневной жизни в неорусском стиле – шкатулки, ларцы, буфеты, ширмы, яйца (пасхальные и игрушечные), полки, фоторамки, табуреты, стулья.


Советую особенно обратить внимание на декоративно-художественные произведения художника Соколова, который был признанным живописцем, участвовал выставках «Мира искусства». В своих работах он необычно включал живопись в виде панно в конструкцию изделий. Его стиль был настолько самобытен и индивидуален, что его неформально прозвали «соколовским».

Автор блога: Татьяна Калужина, экскурсовод клуба «Семь холмов». Вы также можете читать мой блог в VK, Facebook, Instagram и Яндекс.Дзен. Список моих экскурсий смотрите ниже. До встречи на прогулках!
Оставить комментарий