Сворачивая в узкий проулок на Волхонке, напротив музея им. А.С. Пушкина, будьте готовы к тому, что Вы забудете обо всем – о своих заботах, суете повседневной жизни, семьях и детях (если, конечно, Вы не взяли их с собой, что я, кстати, настоятельно рекомендую).
В ближайшие 2-3 часа, которые промелькнут для Вас как один миг, Вы совершите путешествие на машине времени в давно канувший в небытие мир, о котором в какой-то момент ностальгировал, наверное, каждый из нас – мир уютной древней Руси, а затем и величественной Российской империи.
Музей называется «Музей сословий России», и ты ожидаешь, что это будет что-то нудно-учительское, для школьников начальных классов, со скучным перечислением социального устройства России. Вот, мол, дети, посмотрите направо – здесь крестьянская ложка, посмотрите налево – здесь печка, а вот – телега.
Конечно, все это — и ложки, и печки – есть, но форма представления коллекции совсем не похожа на то, как это выглядит в иных пыльных, забытых Богом и людьми, краеведческих музеях.
Здесь все ярко, сочно, буквально пронизано любовью к своему делу и энтузиазмом. Здесь простые, обиходные, вещи проявляют свою красоту и смотрятся не как «предметы быта», а как полноценные произведения искусства – народного.
Почему в этом музее так чувствуется любящая «хозяйская» рука – сейчас объясню.
Дело в том, что Музей сословий России – это частная коллекция.
Все, что представлено на 3-х этажах особняка на Волхонке, много лет собиралось по всей России Народным художником СССР, академиком И.С. Глазуновым.
Собственно, Картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова находится в соседнем здании, и оба этих музея составляют единый ансамбль.
Мой совет — даже не думайте планировать посещение обоих музеев в один день! Они оба настолько масштабны по объему коллекций, что, поверьте, достойны каждый отдельного дня.
Илья Сергеевич Глазунов — по мнению критиков, один из величайших художников современности — собирал свою коллекцию предметов быта и декоративно-прикладного искусства, фактически, всю свою жизнь.
Многие предметы он приобрел во время своих экспедиций по Северу России.
Я помню, как в свое время меня потрясла выставка «Русский Север» (ее обзор читайте в этом посте), на которой было представлено все великолепие искусства северных народов Российской империи.
Так вот, по богатству коллекции, мне кажется, частная глазуновская коллекция немногим уступает той государственной выставке, которую собирали по всем музеям России.
(Хотя служители музея, наверное, будут меня ругать – они всячески подчеркивают, что на данный момент музей является государственным, так как художник передал свою коллекцию в дар Москве).
Видно, что, будучи профессиональным художником, Илья Сергеевич прекрасно разбирался в истории искусства и составлял свою коллекцию со знанием дела. Она получилась обширной и представительной.
Так, например, на выставке «Русский Север» костяные шкатулки были представлены торжественно — в отдельной витрине, что свидетельствует об их большой художественной ценности.
Каково же было мое удивление, когда я увидела очень похожую шкатулку, того же уровня исполнения, вполне себе обыденно стоящей на полочке в свободном доступе в мемориальном кабинете художника.
Да, про Мемориальный кабинет Ильи Глазунова нужно особо рассказать. Ведь это история прямо-таки мистическая, аж мурашки по коже.
Служители Музея сословий рассказали мне, что изначально кабинет делался для Ильи Глазунова как рабочий. В нем художник собрал рядом с собой те предметы искусства, которые, может быть, и не столь известны, но дороги ему лично.
Но поработать в кабине Илье Сергеевичу так и не удалось. Художник умер через несколько недель после открытия музея, в июле 2017 г.
То есть, понимаете – человек сделал дело своей жизни, открыл Музей, посвященный его Родине, любовь к которой он пронес через весь свой жизненный путь, и после этого скончался.
Сейчас Музеем сословий, как и Галереей Глазунова, управляет его вдова, Инесса Дмитриевна Орлова, художник был на ней женат вторым браком.
Первая же супруга Ильи Глазунова (ныне покойная Нина Виноградова), была художница, из рода Бенуа.
Наверное, в том числе благодаря родственным связям, в коллекции Музея сословий представлено много картин Бенуа и других художников серебряного века.
В этой связи особо рекомендую обратить внимание на серию из 30-ти с лишним хромолитографий на исторические темы, представленную в обходной галерее вокруг главного зала под куполом.
«Листы», как их тогда называли, были сделаны по госзаказу специально для печати в школьных учебниках по всей Российской империи.
В их создании принимала участие целая плеяда знаменитых художников – Серов, Бенуа, Сомов, Васнецов, Иванов и др.
И сегодня можно встретить многие из этих произведений в современных учебниках истории.
Илья Глазунов собрал полный комплект этих цветных литографий, единственный в России.
А в самом парадном зале представлена галерея портретов великих людей России.
Первый этаж музея посвящен дворянской жизни.
Здесь представлен образ жизни «благородного» сословия. Много редких книг, гравюр, изящных фарфоровых и бронзовых изделий.
Но лично мне, конечно, полностью вынес мозг второй этаж, посвященный духовному сословию.
Там представлены старинные иконы — подлинники, в том работы мастеров Оружейной палаты.
Причем иконы экспонированы в стилизованном «историческом» интерьере.
Так, один из залов превратился в роскошные царские палаты.
Нижняя часть стен в других залах расписана «полотенцами», как это делали в древне-русских церквях XII века где-нибудь в Пскове или Новгороде.
Есть резные храмовые скульптуры – редкие, нетипичные для России.
Их явно привезли с Севера, куда с трудом проникали запреты официальной церкви, или из Западной Европы.
Помимо икон, в залах второго этажа представлены предметы в неорусском стиле – шкафчики, диваны, столы и стулья с резьбой в виде сказочных персонажей.
Это аутентичные работы, выполненные по эскизам Васнецова, Билибина и др.
Это настоящие произведения искусства, назвать которые «предметами домашнего обихода» язык не поворачивается.
В Музее декоративно-прикладного искусства на Делегатской улице есть постоянно действующая выставка «Русский стиль: от историзма к модерну», виртуальную прогулку по которой я выкладывала здесь и здесь.
Так вот, мне кажется, что «неорусские» произведения искусства из коллекции Ильи Глазунова ничуть не уступают экспонатам, представленным в этом уважаемом государственном музее.
Вообще, в каком-нибудь небольшом музее одному только комплекту со столом и стульями, расписанными по эскизам Билибина, отвели бы, наверное, целый зал.
А здесь «этого добра» так много, что мебель стоит в уголке, с не самым лучшим освещением.
Дверные порталы этих залов, украшенные богатой и сложной резьбой, в виде фантастических персонажей — сами по себе экспонаты.
Третий этаж, посвященный крестьянской жизни, тоже сносит башню.
Здесь есть «диорама» русской избы.
И часть крыши северного дома.
По размеру этого фрагмента можно судить о том, насколько большими были жилые постройки на Севере – не зря их сравнивают с «кораблями».
Я просто влюбилась в экспозицию прялок.
Они, словно древнеславянские сакральные предметы, заряжают Вас радостью жизни, наполняют энергией и силой.
И, как финальная точка этого погружения в океан Древней Руси – зал с девушками в ярких нарядных русских костюмах.
Не хочу и не буду называть их как положено — восковыми фигурами. Потому что они выполнены с таким мастерством, что кажется, будто вот-вот затянут песню и пойдут в хороводе.
Эти русские красавицы похожи на героинь глазуновских картин, которые Вы можете увидеть в Галерее по соседству.
А фон с тихим русским пейзажем писали ученики Ильи Сергеевича по его эскизам.
На путешествие по Музею сословий России рекомендую отвести 2-3 часа как минимум. За это время я успела лишь в целом осмотреть экспозицию, без экскурсовода и стараясь «не залипать» у отдельных экспонатов (а очень хотелось, честно говоря!).
Приятно, что служители музея все как один приветливые и с удовольствием отвечают на вопросы. От них я, кстати, узнала, что экскурсоводы в Музее сословий те же самые, что в Галерее И. Глазунова (что неудивительно, это же единый комплекс).
А про последних я знаю, что они практически все – ученики Глазунова, художники, искусствоведы, историки культуры.
Так что, думаю, экскурсию можно заказывать смело, тем более что это еще и недорого.
Экскурсии в Музей сословий России
Помимо групповых экскурсий, в музее проводятся сборные экскурсии, для одиночных посетителей. Надо только, чтобы набралось хотя бы 3 человека.
Расписание сеансов сборных экскурсий: каждый день в 12 и 17 ч., по четвергам в 12, 17 и 19 ч.
Стоимость экскурсии для сборных групп будет составлять всего 100 руб./чел. (плюс, понятно, входной билет).
По секрету: служители мне сказали, что даже если Вас набралось всего 2 человека, то, если попросите, экскурсию, скорее всего, проведут. В таком случае стоимость будет составлять 150 руб./чел.
Внимание: в дни бесплатных посещений экскурсии не проводятся вообще, музей работает в режиме самостоятельного осмотра.
Дни бесплатного посещения Музея сословий России
Музей участвует в московской Музейной неделе – в третье воскресенье каждого месяца он работает бесплатно для всех категорий посетителей.
Стоимость билетов в Музей сословий
- Обычный взрослый (без льгот) – 350 руб.
- Пенсионеры – 100 руб.
- Школьники – 200 руб. (дети до 7 лет – бесплатно).
Режим работы Музея сословий России
- Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 11 до 19 ч.
- Четверг – с 11 до 21 ч.
Понедельник – выходной.
Адрес Музея сословий И. Глазунова
г. Москва, ул. Волхонка, д. 13, стр. 2.
Как найти: если стоять лицом к Галерее И.С. Глазунова (о которой я писала здесь) и спиной к ГМИИ им. А.С.Пушкина, то Вам нужно завернуть в проулочек слева от Галереи, а затем сразу налево, к парадному подъезду.