Жена немецкого людоеда, всемирная косморама и ковер Марьи-искусницы: что посмотреть в Музее русского лубка и наивного искусства
На экскурсии по Сретенке мы говорим о таком замечательном виде народного творчества, как лубок. И мало кто знает, что в Москве есть симпатичный музей, посвященный этому жанру литературы.
Лубок – это, грубо говоря, литература для бедных. Это своеобразный комикс, или постер, который был заменой книг для простых, в подавляющем большинстве безграмотных, людей.

Музей этот небольшой, расположен в краснокирпичном доходном доме 19 века.
Как здание делится на два крыла, так и экспозиция Музея делится на два жанровых направления.

Лубок представляет собой лист большого формата, основную часть которого занимает картинка, и совсем немного – текст.
Грамотных в деревне было мало, читать умели единицы, вроде дьячка или церковного старосты. Так что в подписи к лубку обычно было только название и краткий пересказ визуальной части.
В искусстве лубка, как в зеркале, отражались все сферы русской жизни.
Были лубки на религиозную тематику. В них в простой форме изображались жития святых, почитаемые церковные сюжеты.

Литография «Огненное восхождение Ильи Пророка», 1 половина 19 века.
На исторические темы — например, о покорении Сибири Ермаком.

На политические темы, злобу дня.

В жанре «horror»: смерть с косой и храбрый богатырь Аника-воин (1879 г.) …

… или Августа – жена немецкого людоеда.

Подвиги супер-героев: Илья Муромец и Соловей-разбойник…

… а также всенародно популярный храбрый витязь Бова-королевич.

Вообще всякие диковинки, вроде «всемирной космо-рамы».

Ну и во все времена – куда же без котиков!

Если Вы ждете, что в Музее наивного искусства представлено множество старинных лубков, то я Вас сразу разочарую. Коллекция старинного лубка, до 19 века включительно, занимает, фактически, один небольшой зал.
БОльшая часть экспозиции – это современный лубок, созданный начиная с середины 20 века.

Вообще, художники любят этот жанр, так как он дает широкие возможности для работы в разных стилях графики.
При всей кажущейся простоте, народности лубка, в современной интерпретации он не выглядит примитивным. Скорее, наоборот – поднимается до высот символического осмысления действительности.
Вот, например, лубок 1967 года художника Пензина на тему гражданской войны.

Или «Котовский» (Хайлов, 1970)

Лубок как особый вид искусства дает возможность творцу создавать не только графику, но и текст.
Художник в этом случае выступает в роли писателя.

Зачастую отличить, где древний лубок, а где — современный, практически невозможно.
В советское время лубок становился одним из жанров пропагандистского искусства. Вот один на тему «миру – мир».

В одной из витрин «лубочных» залов Музея наивного искусства представлена персональная выставка глиняной игрушки Виктора Митина.
Мы привыкли, что в технике романовской игрушки выполняют традиционных персонажей – какую-нибудь бабу с курицей под мышкой, мужика с медведем, свистульку.

И как же неожиданно увидеть фигурки, иллюстрирующие современную жизнь – например, рабочего.
Или семью коллекционера за столом…

… да еще и с именами на спинах!

Один из главных экспонатов этой выставки – многофигурная композиция «Тайная вечеря» неизвестного португальского автора.
Глядя на эту работу, поражаешься, как как много общего в народном творчестве разных стран. Вполне можно приписать авторство русскому мастеру.

В другом крыле Музея лубка представлено наивное искусство.
Это работы современных художников в «примитивном» стиле.

Работы интересные, глубокие.

Будоражит контраст между, казалось бы, «детской» манерой исполнения и полнотой художественного осмысления действительности.

Детям особенно нравится огромный ковер, вышитый гладью разноцветными шерстяными нитками.

Мне почему-то вспомнился «Сказ по Федота-стрельца» Л. Филатова.
Такой ковер, наверное, могла сотворить Марья-искусница.

Вообще, наивное искусство нужно внимательно рассматривать.
Не пробегайте мимо картин.

В процессе разглядывания открывается все больше деталей, и под конец удивляешься, как все это многообразие жизни поместилось на ограниченном пространстве живописного полотна.

Особенно мне понравились многочастные картины в стиле «русского фэнтези».
Например, Триптих «Бог Абдал – покровитель и защитник животных».
Погружаешься в мир языческой Руси, колдунов, шаманов, ритуальных обрядов, единения человека с силами природы.

В целом, Музей лубка и наивного искусства – легкое культурное времяпровождение.
Это отличный вариант для семей с детьми, начиная с самого маленького возраста. Будет нескучно взрослым и ненапряжно детям.

Музей можно спокойно обойти, думаю, за час-полтора, так что его посещение вполне можно совместить с другими мероприятиями.
Например, с прогулкой по близлежащим переулкам Сухаревской площади, где ярко представлен контраст между старой и современной застройкой Москвы.

Адрес Музея лубка и наивного искусства
Москва, Малый Головин переулок, д. 10

Расписание работы Музея лубка в Москве
Вторник, среда, пятница – с 12 до 19 ч.
Четверг – с 12 до 21 ч.
Суббота, воскресенье – с 12 до 18 ч.
Понедельник – выходной.

Стоимость билетов в Музей лубка и наивного искусства
Обычный взрослый (без льгот) – 300 руб.
Льготный (школьники, студенты, пенсионеры и др.) – 150 руб.
Бесплатно – дети до 7 лет.

Бесплатный вход в Музей лубка и наивного искусства
Музей является участником акции Московская музейная неделя 2020.
Бесплатный вход для всех категорий посетителей открыт в пятницу третьей недели каждого месяца.
Автор блога: Татьяна Калужина, экскурсовод клуба «Семь холмов». Вы также можете читать мой блог в VK, Facebook, Instagram и Яндекс.Дзен. Список моих экскурсий смотрите ниже. До встречи на прогулках!
Оставить комментарий