На официальном сайте музея написано: «И.С. Глазунов – величайший художник современности». Честно говоря, я шла в Галерею Ильи Глазунова, чтобы доказать себе и миру обратное, уж больно меня такие пафосные фразы раздражают.
Ну и, понятное дело, я оказалась неправа.
Масштаб личности Глазунова впечатляет уже с первого зала. А проведя несколько часов среди 700 его картин, вполне соглашаешься с формулировками сайта.
Мировая пресса писала о «феномене Глазунова». В галерее Вы убеждаетесь, что размах его художественного дарования, действительно, был чрезвычайно широк.
Мастер умел работать в совсем разных стилях, техниках, темах.
Посетителя буквально ошарашивает первый зал, где представлены знаменитые масштабные произведения, прославившие автора на весь мир. Размеры этих полотен исчисляются метрами.
Знаменитая «Мистерия XX века», например, занимает полностью стену.
Но дело не только и не столько в размере эпических произведений И.С. Глазунова.
На каждом метре этих картин – великое множество персонажей, реальных и мифических, деталей повседневности, символов, образов, знаков.
Перед Вами — своеобразный «калейдоскоп» жизни, с ее сложностью, изменчивостью, многообразием.
Вот почему каждый из нас, представитель любого поколения, найдет в картинах Глазунова близкое, понятное и созвучное именно ему. Вот почему они интересны и взрослым, и детям.
Детям особенно нравится одна необычная деталь.
С двух сторон картины «Мистерия 21 века» художник изобразил самого себя в разных возрастах. В руках его «автопортрет» держит палитру, выполненную из зеркального пластика.
Зритель отражается в этой палитре, становясь, таким образом, частью живописного пространства.
Так что Вы тоже можете стать героями произведений Глазунова!
Большинству из нас Глазунов известен по его картинам о Древней Руси.
Погрузиться в атмосферу Древней Руси Вы сможете на втором этаже музея.
Интерьеры созданы самим художником с использованием приемов русской средневековой архитектуры.
Здесь двери, украшенные позолоченной резьбой и росписью.
Резные белокаменные порталы.
Колонны под малахит.
Ставни и наличники, привезенные из исследовательских экспедиций в глубинку России.
Специально под их размеры художник подбирал формат картин.
В «древнерусских» залах выставлены самые необычные, с точки зрения техники, произведения И. Глазунова.
Это картины-коллажи.
При их создании мастер использовал старинные ткани, жемчуг, ювелирные камни, природные материалы.
Они словно встроены в живопись, настолько естественно, что иногда с первого взгляда не отличить.
Так, роскошная картина «Райские птицы» словно светится золотом изнутри.
Присмотревшись повнимательнее, поймете, что эта работа также выполнена в технике коллажа.
Золотые перышки Сирина и Алконоста, мифических птиц древнерусского фольклора, сделаны из металла.
Особое значение в творчестве художника занимает книжная графика.
Особенность глазуновской книжной графики в том, что она станковая, большого формата.
Критики называют Глазунова одним из лучших иллюстраторов Достоевского всех времен и народов.
В музее выставлена большая серия иллюстраций к произведениям Федора Михайловича.
А меня лично «зацепила» графика к произведениям А. Блока.
В частности, мне близка глазуновская трактовка образа «Незнакомки».
Еще одна грань творческого наследия Глазунова – портретная живопись.
Перед Вами предстанет обширная галерея портретов знаменитых людей – современников художника.
Честно говоря, портреты в исполнении Глазунова показались мне достаточно однообразными.
Возможно, это объясняется особенностью жанра парадных постановочных картин.
Тем не менее, ряд работ даже такого вредного зрителя, как я, впечатлил.
Но мастер умел работать и в более камерном стиле.
В залах галереи Вы встретите картины И.С. Глазунова в стиле русского реализма, импрессионизма.
«Непосвященный» зритель вполне может приписать авторство некоторых произведений, например, Репину, или Поленову, или Серову.
«Советский стиль» также был подвластен гению Глазунова.
Мне, как москвалюбу и москваходу, особенно близок его городской цикл.
Мастер сумел увидеть и оценить контрасты старой Москвы, с промышленными сооружениями на фоне старых домишек и кривых переулков.
Особая зона в одном из залов посвящена первой супруге, соратнику и единомышленнику Ильи Сергеевича – Нине Виноградовой-Бенуа, художнику-сценографу, искусствоведу.
Она принадлежала к знаменитой художественной династии Бенуа-Лансере — приходилась троюродной внучкой художнице Зинаиде Серебряковой и внучатой племянницей дочери А. Бенуа, основателя «Мира искусства».
Нина Бенуа погибла в 1986 г. Экскурсоводы музея по понятным причинам эту тему не затрагивают, но, когда узнаешь об этом, становится понятен напряженный трагизм главной картины в этом зале, с изображением Арлекина, выполненной в драматичной серо-фиолетовой гамме.
Сейчас музеем управляет вдова Ильи Сергеевича, на которой он был женат вторым браком — Инесса Орлова-Глазунова.
Художник изображал ее в своих картинах. Можете сравнить: выше она на полотне, символизирующем предчувствие кровавых событий русской революции.
А вот она на фото с супругом.
Вообще, рекомендую Вам спуститься на нижний уровень музея, где расположена фотогалерея.
Там же, в цокольном этаже, находится конференц-зал, где проходят лекции и концерты.
Глядя на огромное количество фотографий Ильи Сергеевича с политиками, общественными деятелями, людьми науки и искусства, поражаешься – как он все успевал.
Вести активную социальную деятельность, творить, преподавать – такое немногим под силу.
Художник ездил в экспедиции со своими учениками, привозил оттуда предметы быта, народного искусства.
Свою коллекцию он начал собирать еще со студенческих времен, и в конце жизни создал специально под нее Музей сословий России, о котором я писала в одном из предыдущих постов.
Кстати, почти все экскурсоводы в картинной галерее Глазунова — его ученики (художники, историки искусства, культурологи).
Нашу группу вела замечательная петербурженка София — настоящая «русская краса», словно сошедшая с картин Ильи Сергеевича.
Было душевно, искренне и со знанием дела. Спасибо, София!
В создании собственной галереи Глазунов, понятно, принимал самое деятельное участие, ничего не оставляя без своего внимания.
Все интерьеры были спроектированы и оформлены под его руководством.
Даже обработка фасада стала другая – например, пристроена ротонда на углу.
В завершение нашей фотопрогулки скажу, что Илья Сергеевич Глазунов был чрезвычайно эрудированным человеком.
Он свободно говорил на нескольких иностранных языках, прекрасно знал историю, литературу.
А почитав его воспоминания, Вы поймете, что он в совершенстве владел не только искусством живописи, но и искусством слова.
Так что здесь, на Волхонке, 13, Вы убедитесь, что Илью Глазунова по праву называют одним из лучших художников XX века.
Адрес Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Ильи Глазунова
Ул. Волхонка, д. 13 (м. Кропоткинская, Боровицкая)
Часы работы галереи Глазунова в Москве
Ежедневно с 11 до 19 ч., по четвергам – до 21 ч.
Понедельник – выходной.
Цена билета в музей Ильи Глазунова
Обычный взрослый – 150 руб.
Льготный (школьники, пенсионеры и др.) – 50 руб.
Бесплатно – дети до 7 лет и др. категории.
Дни бесплатного посещения Галереи И. Глазунова
Музей участвует в акции «Московская музейная неделя». Третье воскресенье каждого месяца он работает бесплатно для всех категорий посетителей.
В этот день галерея функционирует режиме самостоятельного осмотра, т.е. экскурсии не проводятся.
Тем не менее, в некоторых случаях бесплатные экскурсии для сборных групп проводятся (два раза в день). Я, например, попала на одну из таких во время акции «Новогодние каникулы».
Информация о расписании бесплатных экскурсий размещается на баннере, на улице перед музеем.