«Дом-сказка» в Соймоновском проезде

"Дом-сказка" в переулках Пречистенки

Легендарный «дом-сказка» на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, шедевр архитектуры в «русском» стиле рубежа XIX-XX веков, был построен в 1906-1907 гг.

Участком владел П.Н. Перцов – инженер по профессии и роду деятельности, который нам, потомкам, известен как страстный ценитель и коллекционер произведений искусства.

И вот он решает построить дом, совмещающий сразу несколько функций – и квартира, и галерея для его собственных, приобретенных за многие годы коллекционирования, предметов искусства, и студия для работы художников, и даже квартиры внаем. В общем, типичный «доходник», как бы мы сегодня сказали, что было более чем свойственно этому периоду в истории Москвы.

Нетипично другое – художественная и архитектурная концепция здания. Дом — русская сказка.  Дом — древнерусский терем. Дом – пряничный домик.

По итогам конкурса был выбран эскиз художника С.В. Малютина, который щедро применил в работе над проектом всевозможные приемы и мотивы древнерусского зодчества. Это и крыши-щипцы, и многоцветные изразцовые панно на фасадах («модное» на рубеже веков решение — вспомним врубелевскую керамику в Абрамцево и на «Метрополе»), и несимметричность, и многообразие объемов.

Особого упоминания достойны интерьеры дома – на лестницах, в парадных подъездах до сих пор сохранились прекрасные подставки для зеркал, вешалки, ограждения, выполненные в рамках той же неорусской концепции.

Интерьер поддерживает визуальный образ фасадов, благодаря чему создается цельное впечатление от дома. Образцовое воплощение принципа «здание как целостный неделимый организм» — одного из основополагающих архитектурных принципов «модерновой» архитектуры рубежа XIX-XX веков, неважно, воплощенной в европейском или древнерусском «дизайне».

Неудивительно, что дом стал любимым детищем его творца – художника Малютина, который жил в нем до 1908 г. А также и других представителей московской богемы – на верхних этажах располагались студии живописцев, писателей, музыкантов. В разное время здесь арендовали мастерские Р.Р. Фальк, писатель А. В. Куприн, пианист К.Н. Игумнов.

«Широкая мраморная лестница, на пятом этаже на двери табличка „Студии” и много звонков; против них – фамилии известных художников. В широкий длинный коридор выходили двери мастерских. Из одной неслись торжественные звуки органа. Это мастерская Александра Васильевича Куприна, и он играет на органе, который сделал сам.»

Неудивительно, что с приходом советской власти это здание облюбовали высокопоставленные «слуги народа». Так, в квартире №11 некоторое время был кабинет Троцкого.