Башня танка Т-34 и копии фресок утраченных храмов: в Москве открылся новый интересный музей.

В тихих переулочках Пречистенки совсем недавно открылся музей с необычным и неожиданным словом в названии — «иконотека».
Впрочем, в новом музее не только это неожиданно и необычно.
Возьмем, к примеру, название. В большинстве источников вместо официального названия «Иконотека Адольфа Овчинникова» музей обозначен как «Дом-мастерская скульптора Веры Мухиной».
И вот Вы ожидаете, что попадете в пыльную мемориальную квартиру, где Вам будут рассказывать о судьбе знаменитого советского скульптора (Вера Мухина – если кто не помнит, автор «Рабочего и колхозницы»), показывать оставшиеся с ее времен вещи, стол, за которым она работала, а также ее инструменты, вроде шпателя, зубила, или что там еще используют скульпторы в процессе работы.
Но ничего этого Вы не найдете. Про Веру Мухину вообще почти не рассказывают в новом музее, максимум дадут краткую справку о ее биографии (дальше объясню почему).
Но ряд интересных фактов о скульпторе Вы все же узнаете, так что разочарованы не будете.
Например, то, что Вера Мухина, вместе со своим мужем, известным медиком Замковым, жила в этом доме несколько последних лет своей жизни, с 1947 по 1953 г.
Что она разрабатывала проект дома самостоятельно, что называется, «под себя», а консультировал ее в этом, по некоторым источникам, знаменитый русский и советский архитектор Иван Владиславович Жолтовский.
Ивана Жолтовского называют «рыцарем классицизма», он всю свою жизнь был предан одному стилю – классицизму, и считал себя «палладианцем» — последователем школы великого архитектора Возрождения Андреа Палладио.
Авторский стиль Жолтовского прекрасно чувствуется в общем облике здания, несмотря на то, что официальным автором проекта является брат мужа Веры Игнатьевны – архитектор С. Замков.
Пропорции здания необыкновенно гармоничны, декор сдержанный и одновременно изысканный. Так что просто увидеть это здание снаружи – уже само по себе большое эстетическое удовольствие.
Тем более что буквально на днях закончилась реставрация, и дом буквально скрипит от новизны и свежести. Высокое качество реставрационных работ сразу оценили — дом стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «лучшая организация ремонтно-реставрационных работ» и сейчас имеет статус «объекта культурного наследия регионального значения».
Но внутри не менее интересно, чем снаружи. Вы попадаете в чудесное двусветное пространство – и компактное, и просторное одновременно.
Это поразительно – лично убедиться в том, как высокие потолки преображают восприятие помещения. Сама площадь основного зала мастерской совсем невелика – в ней едва-едва поместилось несколько рядов стульев для слушателей экскурсий и мастер-классов.
Но за счет «двухэтажной» высоты потолков, гигантского окна во всю стену и стеклянного купола в центре зала пространство наполняется воздухом, светом и дышит простором.
В этой связи мне вспомнился Дом Наркомфина – там залы в квартирах также спроектированы Гинзбургом двусветными, и точно так же небольшая площадь воспринимается жильцами и их гостями как помещение гораздо большего размера.
Главная «фишка» мастерской – внутренний балкон.
Он был спроектирован Верой Игнатьевной для того, чтобы подниматься на него и с высоты рассматривать свои работы. Как мы знаем, скульптуры Веры Мухиной, как правило, большого размера, так что возможность обозреть работу с достаточно отдаленного расстояния было необходимым условием для работы.
А симпатичная винтовая лесенка, ведущая под крышу – это уже позднейшее изобретение. Ее поставили после смерти скульптора, когда в здании разместились художественно-реставрационные мастерские центра Грабаря. Она вела в маленькую кладовку.
Было также на противоположной от балкона стене большое окно, сквозь которое в жилую часть дома попадал дневной свет. С советских времен оно заложено, но в стене остались очертания (на фото это видно, в левой части стены).
С советских времен и по настоящее время в жилой половине дома живут наследники Веры Мухиной. Но, судя по всему, они с нынешним музеем почти не контактируют и совместной деятельности не ведут. У них — своя жизнь, а сотрудники музея лишь иногда видят, как они проходят по двору на свою половину дома (там есть собственный вход.)
Что касается растиражированной истории о том, что в здании при проведении ремонтно-реставрационных работ был найден поворотный механизм от башни танка Т-34, то она, действительно, является правдой.
Вера Игнатьевна, хрупкая маленькая женщина, придумала оригинальный способ поворота своих массивных и габаритных произведений в процессе работы над ними. Поворотный механизм был вделан прямо в пол мастерской.
Но сейчас, как видите, пол совершенно обычный – чистый новый паркет и никаких следов былого. Сотрудники музея говорят, что башня, видимо, была демонтирована сразу после того, как ее нашли. Никому, к сожалению, в голову не пришло оставить этот интересный «экспонат» для потомков.
В советское время в мастерской Веры Мухиной располагались мастерские художников, а также мастерские центра Грабаря, который, собственно, и открыл в 2018 году на базе этого здания новый музей «Иконотека Адольфа Николаевича Овчинникова». Музей стильный и необычный, такого больше нет во всей России.
Но это уже совсем другая история :-).
Адрес музея «Дом-мастерская Веры Мухиной»
Пречистенский пер., д. 5а.
P.S. Кстати, в том же Пречистенском переулке, в самом его начале, находится памятник Вере Мухиной.

Автор блога: Татьяна Калужина, экскурсовод клуба «Семь холмов». Вы также можете читать мой блог в VK, Facebook, Instagram и Яндекс.Дзен. Список моих экскурсий смотрите ниже. До встречи на прогулках!
Оставить комментарий